Системный одминистратор

24.11.2016 19:34

Как работает сисадмин

 
 
 О том, как работает сисадмин, более известный в народе как «компьютерщик», а в штатном расписании – как «электроник», рассказал порталу RJob Дмитрий Гудз, системный администратор отдела автоматизации омских муниципальных библиотек. Дмитрий сменил за свою жизнь почти с десяток профессий, запустил и бросил бизнес и наконец устроился сисадмином в библиотеку, чтобы было с кем поговорить о культурных ценностях. Он называет свою должность «администратор нервной системы пользователей» и мечтает стать политиком.
 
 
 
 
 
Дмитрий Гудз, системный администратор
 
Дмитрий Гудз, системный администратор омских муниципальных библиотек
Как ты стал сисадмином и почему?

Мне нужна была работа, мне предложили такой вариант, и я подумал — почему бы и нет. К тому времени я уже успел поработать преподавателем, журналистом, актером, сотрудником безопасности, инженером, продавцом, директором, долго занимался бизнесом — продажей компьютерной техники, но к тому времени мне бизнес надоел настолько, что я решил никогда больше не заниматься торговлей и предпринимательством, и в капитализм ни ногой. Мне хотелось чего-то нового. И вот я стал сисадмином. Тем более что мне понравилось место, связанное с литературой.

Легко ли ты нашел и получил эту работу? Высока ли конкуренция в этой профессии?

Работа меня нашла сама. Я обладал нужными навыками и знаниями в работе с программным обеспечением. На первых порах в мои задачи входило администрирование программы бухгалтерского учета, это было несложно, потому что до этого я вел занятия по использованию программы бухучета на курсах бухгалтеров.

Конкуренция в этой профессии достаточно высока. В разных местах требуется совершенно разный уровень подготовки, специализация сильно зависит от конкретной организации: либо это просто администрирование общей локальной сети, где надо анализировать трафик, следить за загруженностью сети; либо это прикладные вещи: отслеживать работу конкретных приложений, оптимизировать их, следить за работой пользователей, раздавать права, ограничивать их.

Но на том месте, куда меня пригласили, конкуренции практически не было — из-за низкого уровня заработной платы. Претенденты с более высоким профессиональным уровнем рассчитывают на более высокое вознаграждение, а я к тому времени перестал работать ради денег, на первый план вышло моральное удовлетворение.

Где учат на сисадминов? Какие еще специалисты могут работать на такой должности?

На сисадминов не учат нигде. Нет в официальном реестре профессии РФ такой специальности как системный администратор, поэтому все наши сотрудники числятся либо программистами, либо электрониками. Есть специалист автоматизированных систем управления — это наиболее близкая специальность, ей обучали ещё в советское время — для больших ЭВМ, для мэйнфреймов. В конце 80-х появились первые персоналки, и с их помощью осуществлялось какое-то подобие сети для взаимодействия структурных подразделений предприятия.

Работать сисадмином может АСУшник, программист, да и любой человек, увлекавшийся в школе компьютерами и делавший за всех задания по информатике, как я.

Михаил Задорнов как-то сказал, что у нас молодой человек без высшего образования может работать в двух местах — сотрудником безопасности и компьютерщиком.
Что делает сисадмин? Как проходит типичный рабочий день?

Сисадмин на своем рабочем месте наблюдает за работой системы, которую администрирует. Система должна работать без сбоев. Даже если у тебя сгорела розетка, и компьютер не включается, то ты как системный администратор будешь в этом виноват. Далее сисадмин регистрирует неполадки в этой системе. Принимает звонки пользователей. Реагирует на них быстрым и эффективным решением проблемы. Проблемы бывают такие: сбой системы, замена оборудования, перегруженность сети, настройка антивирусная защита. Всё это нужно делать безболезненно для нервной системы пользователей.

Я работаю не один. У нас целый отдел автоматизации, обеспечивающий работу 40 библиотек. Это около 500 компьютеров, и одному человеку с ними справиться нереально. Мониторинг осуществляется с помощью интернета и телефона. Заявки поступают дежурному по отделу. Пользователи сообщают о проблеме, дежурный принимает решение, как с это проблемой лучше разобраться. Руководитель отдела направляет соответствующего сотрудника на место. В каждом нашем структурном подразделении своя локальная сеть с собственным шлюзом интернет, с vpn-каналом связи с общим каталогом.

Каждый сотрудник по графику дежурит полдня. Вторая половина дня уходит на выполнение заявок в закреплённом за ним подразделении.

Контроль и реакция на проблему — вот наша работа. Нет звонков, и мы не работаем — значит, мы работаем хорошо.

Какие навыки и знания нужны для этой работы?

Нужно знание топологии локальной вычислительной сети, сетевых протоколов, программного обеспечения, на котором работают пользователи… и далее по списку дисциплин курса факультета автоматизации политехнического института.

Необходимо нестандартное мышление для быстрого решения пользовательских проблем, потому что пользователю не нравится, когда ты сначала изучаешь его проблему. Ему нравится, когда ты пришёл и нажал пару кнопок — и всё заработало. Если это невозможно — нужно уметь сказать: «Вопрос требует дополнительного изучения».

Нужно уметь обжимать витую пару, пользоваться сложными приборами вроде молотка, дрели и перфоратора.

Коллега-электроник, спец по железу
 
 Плюсы и минусы работы?

Плюс — в режиме ожидания есть много времени, чтобы подумать о вечном: быть или не быть, есть ли жизнь на Марсе, как сделать человечество счастливым.

Минус — в любой момент может раздаться телефонный звонок, и плачущий женский голос сообщит о своём безутешном горе — пропал интернет или не открывается файл, или «не помню куда сохранила». Ощущаешь себя доктором, а это утомляет.

Еще один минус — все считают, что если ты на работе чинишь компьютеры, то и в свободное время ты с удовольствием починишь еще пару-тройку домашних компов.
Какой уровень зарплаты у сисадминов?

Здесь уровень зарплаты зависит от организации. Банк — это одна зарплата, муниципальная библиотека — это другая зарплата, частная фирма по заказам от населения — это тоже свой уровень, к тому же, у частников есть опасность «кидалова», когда могут просто не оплатить заказ. Где-нибудь в министерстве обороны зарплаты ещё выше, чем в банке.

В каких сферах или конкретных компаниях больше всего предпочитают работать сисадмины?

Там, где больше платят. Естественно, в банках, в высших эшелонах власти. Ради интересного фона можно устроиться в творческие места типа министерства культуры и его подразделений, в event-агентство или продюсерский центр. В Омской муниципальной библиотеке работать сисадмином тоже здорово и весело. Скучно сисадмину не бывает никогда, у него нет на это времени. Кроме денег, для меня важна ещё общественная значимость того, что я делаю.

Есть ли сейчас такие организации, где сисадмины не нужны?

Там, где нет инфраструктуры, там, где используется тяжелый физический труд без малейших признаков автоматизации — такие места ещё сохранились на планете. Там нужен не сисадмин, а надсмотрщик. Сисадмины в глубине души анархисты, поэтому надсмотрщиками они быть не могут.

Какую карьеру может сделать сисадмин?

Сисадмины — люди достаточно замкнутые, с ограниченным кругом потребностей, склонные к рефлексии, самоанализу. Многие мечтают установить на все компьютеры системы удаленный доступ и не отрывать свою задницу от стула. Среди них много геймеров, причем очень игрозависимых, много блогеров. Поэтому о карьерах они особенно не мечтают, по крайней мере, пока молодые. А теоретически — есть руководитель отдела, им может стать любой рядовой системщик при желании.

В чём особенность работы в системе муниципальных библиотек?

В библиотеке мало мужчин, поэтому кроме наших основных обязанностей, мы выполняем всю мужскую работу — по переносу тяжестей, по монтажу мебели. Городская администрация не выделяет нам деньги на грузчиков, монтажников, слесарей, плотников. И эту работу вынуждены делать системные администраторы. На 40 библиотек — около 500 сотрудников, и из них подавляющее большинство — женщины. Мужчин — от силы дюжина.

Библиотеки — это территория культуры. Меня интересует история, философия, литература — обо всём этом я могу говорить здесь практически с любым человеком. В любой из библиотек, куда я прихожу по заявке, у меня всегда найдётся тема для беседы с любым сотрудником.

Библиотеки проводят публичные мероприятия — семинары, лекции, симпозиумы, презентации, фестивали — для различной аудитории. Мне это интересно как будущему политику и как человеку с широким кругозором.

Так как наше учреждение бюджетное, то у нас полный соцпакет, все взносы и налоги за нас регулярно выплачиваются, чем может похвастаться далеко не каждое коммерческое предприятие. Оплачиваемый отпуск и больничный — само собой.

Корпоративная жизнь, интеллектуальные развлечения
 
 Правда ли, что сисадмин — повелитель офиса, и без него вся жизнь замрёт?

Это правда. Причем могут быть самые непоправимые последствия. Если вовремя не сделать резервные копии, например, то можно потерять всё, и тогда единственный выход — закрывать предприятие и прыгать с моста. Был случай, когда у нас встала бухгалтерия на целый день — из-за того, что умер сервер.

Некоторые пользователи иногда с мольбой в глазах произносят: «Ну, Дмитрий Сергеевич, ну помогите! Вы же можете всё! Вы же бог!» Я спокойно отношусь к таким заявлениям, я уже привык к ним, я даже позволяю себе ответить: «Нет, я всего лишь человек.» Но в глубине души я, конечно, понимаю своё божественное предназначение.

Что и у кого чаще всего ломается?

Большинство проблем пользователей — результат работы самих пользователей. Если бы на компьютерах не работали, они бы не ломались. Ломается всё и у всех. Есть опытные пользователи, которые знают, что у них происходит на компьютере, они реже обращаются. Если у них что-то раз в год сломается — это чаще всего «железо». У неопытного пользователя ломается всё каждый день: система, прикладные программы. И в этом, как бы они не обижались, существенная доля их вины.

Первая проблема сисадмина — пользователь. Вторая проблема — техническое состояние железа. Третья — нарушение целостности коммуникаций в сети: большинство систем у нас проводные, а провода можно порвать, отсоединить, повесить на них сушиться бельё.

Чем отличается сисадмин от программиста?

Программист пишет программы, не любит двигаться, сидит, думает. Если у программиста сломается компьютер, вряд ли он будет чинить его сам, потому что он выше этого. Ему не интересно, как эта железяка работает.

Системный администратор должен следить за работой системы: как работают компьютеры, сети, сервера, роутеры, концентраторы, шлюзы, коммутаторы.

Большинство сисадминов — это эникейщики, для которых не грех и в кишки залезть, посмотреть не отошел ли проводок от жесткого диска, сделать полную диагностику, бэкап, чтобы установить почему он там зависает или выключается.

Это совершенно различные профессии, учат их в разных местах. Системщиков на факультетах АСУ (автоматизированных систем управления), программистов — на факультетах информатики, программирования, прикладной математики.

Но — программистом я тоже недолго работал. Писал прикладные скрипты для абсолютно кривой программы бухучета «Парус». Часто програмитсы в силу чувства собственной важности не удосуживаются написать скрипты — такие маленькие программки, осуществляющие запуск основной программы или связь программ.

Типичный образ сисадмина: с ним обо всем можно договориться с помощью пива; он всегда грязный, небритый и в растянутом свитере; чинит все путем выключения из розетки и включения обратно. Насколько это представление соответствует реальности?

Я пива не пью, со мной договориться невозможно. Сисадмины работают за деньги, а не за пиво.

Небритый и в свитере — это образ сисадмина-студента или даже вечного студента 90-х годов. Сейчас сисадмины выглядят по-разному. Это зависит от места работы, от женатости. Сисадмины регулярно моются. Это не шахтеры или трубочисты. Хотя бывают исключения — например, если сисадмин — законченный геймер, ему не всегда хватает времени помыться.

Вкл/выкл — метод, который работает далеко не всегда, но с этого всегда нужно начинать. Был у меня случай. В моё дежурство — звонок. Плачущий девичий голос сообщает: «У меня погас монитор! Компьютер работает, а монитор погас, и лампочка не горит." Интересуюсь: «Может, уборщица провод выдернула?» — «Нет, все провода в порядке. Мне надо срочно отчёт! Презентацию! У меня мероприятие завтра!» Библиотека из моих подшефных, в Нефтяниках, это с пересадками час туда, час обратно, но что делать, еду. Приезжаю: «Ну, что тут у вас?» Смотрю на стол. На столе лежит невоткнутый штепсель. Я втыкаю штепсель — монитор работает. Слышу: «Ой! Я же чайник включала." Немая сцена. Чайник! Час туда! Час обратно! И 5 секунд, чтобы вставить штепсель. Я плакал.

Следят ли сисадмины за сотрудниками через удаленный доступ?

Есть такое программное обеспечение, да. Например, «Ударник». Обычный пользователь его даже не заметит на своем рабочем месте. Его не будет в запущенных приложениях, даже в списке процессов оно будет называться иначе. Но ни один сисадмин не будет этим заниматься по собственной инициативе, потому что у них полно более интересных занятий. Слежкой за сотрудниками, как правило, занимается служба безопасности с ведома руководителя предприятия.

Раньше мы использовали удаленный доступ, чтобы фиксить проблемы, не сходя с места, но как показала практика, наши пользователи хотят непосредственного общения — они обижаются, что к ним никто не пришел, ничего не объяснил, а вместо этого что-то просто помелькало на экране. Один мой знакомый системный администратор вообще считает, что удаленный способ решения проблемы — это для ленивых. Правильный сисадмин уважает своих пользователей и решает проблемы на месте, хотя если пользователей больше тысячи, такой способ лучше всё же заменить на удалённый доступ.

Есть ли профессиональный праздник у сисадминов и как они его отмечают?

Таких праздника два. Во-первых, есть сисадмины, у которых День Сисадмина каждую пятницу. Во-вторых, есть официальный День Сисадмина и есть День программиста, оба отмечаются летом, с разницей в неделю. Мы просто собираемся отделом — обычная корпоративная посиделка.

Наш основной местный праздник — общероссийский день библиотек.

Посоветуй какой-нибудь фильм про сисадминов, где их работа показана лучше всего.

Про сисадминов фильмы редко снимают. В основном, про хакеров, компьютерных гениев и интернет-мошенников. В сериалах сисадмины всегда показаны в негативном свете — мерзкие, скользкие, продажные типы. Настоящие сисадмины не такие. Они благородные рыцари, девиз которых - служить и защищать.

И расскажи напоследок смешной случай из своей практики.

У нас все серьёзно. У нас работа, а не цирк.