Писатель- Хобби, творчество или престижная работа ?

24.11.2016 20:03

 

 Как стать писателем? Можно ли опубликовать книгу без знакомств в издательствах? Нужно ли ждать вдохновения, чтобы создавать произведение? Что для писателя важнее – образование или опыт? С чего начинать и кому подойдёт это занятие? Rjob пообщался с опытными писателями и сценаристами и получил ответы на эти вопросы.
Писатель – хобби, творчество или престижная работа?

                    Как становятся писателями?

Ксения Беленкова, детский писатель
Ксения Беленкова, детский писатель

Однажды я стояла перед зеркалом – взрослая, образованная, имеющая семью и работу, и вдруг подумала: есть ли что-то за внешними ролями, какова моя глубинная суть. Тогда во мне и проснулся писатель, наружу стали выпрыгивать разные истории – смешные и грустные, сначала очень короткие, а потом и длинные. Я задавала вопросы, я искала ответы, мне очень хотелось делиться тем, как я вижу эту жизнь, наш мир. К моей радости, истории нашли отклик, мои рассказы появились в журналах и сборниках, а потом вышли первые книги.

Писательство стало для меня образом жизни, я пристально наблюдала, стараясь видеть скрытую сторону вещей, и рассказывала об этом. Сейчас, когда у меня вышло более пятнадцати книг, я могу назвать себя профессиональным писателем. У меня легко выходит работать в заданных сроках, я люблю рамки – это тонизирует, подпитывает трудолюбие, тренирует вдохновение. Но для меня всегда очень важно писать с радостью, с желанием заниматься именно этим делом. Все натужное – мертво, лишь со страстью рождается искусство. По натуре я не графоман (в хорошем смысле этого слова), потому порою мне требуется восстановление – время собирать камни.

Свою первую книгу я написала в шутку, за компанию – подруга предложила вместе поучаствовать в литературном конкурсе. Победителем тогда я не стала, но очень полюбила свой текст. Захотела ему счастливой судьбы и разослала по всем издательствам, которые принимали «самотёк» – рукописи начинающих авторов. Мне ответили из двух издательств, а через два года (тогда это казалось вечностью) в "Эксмо" вышла моя первая книга. С тех пор я сотрудничаю с «Эксмо» и ИД «Фома».

По-прежнему есть трудности с публикацией текстов, выходящих за рамки имеющихся серий. Раскручивают тех, кто приносит доход, а доход приносят – раскрученные. Только творческий человек с изрядной чудинкой может прокрутить это кольцо, как хулахуп, не оказавшись при этом белкой в колесе.

Все трудности писательского дела – сложность продвижения, низкие гонорары и высоколобая критика – может окупить лишь счастливое время, проведённое наедине с текстами. Успех приходит лишь к тому, кто искренне любит свое дело. Тексты, как наши дети – мы можем создавать их, на первых порах делая всё для того, чтобы они нашли себя в этом мире. А дальше – отпускать и принимать как их горькие неудачи, так и великие успехи… 

Писательство – хобби или работа?

Марика Ми
Марика Ми, писатель

У меня не было, как у некоторых, какого-то переломного момента или озарения типа «Писать – это мое призвание». Но всю свою жизнь, сколько себя помню, я сочиняла истории, а как только научилась писать, стала их записывать.

В моем детстве было много плохого и не с кем было поделиться – вот я и придумывала себе какие-то приключения и истории. Потом это начало приобретать литературную форму.

Почему мне важно писать? Наверное, потому, что мне есть чем поделиться, и я знаю, что мои тексты вдохновляют и помогают: я регулярно получаю письма от незнакомых людей, чаще – подростков, в которых они пишут, как мой роман «Выдумщики» натолкнул их на какую-то мысль, чем-то помог или смотивировал. Мне кажется, ради этого и стоит писать.

Для меня писательство – это определенно работа. И, на мой взгляд, это один из ключевых моментов, который нужно осознавать. Если писательство рассматривать как хобби, то это развлечение. Ты никому ничего не должен, пишешь, когда захочешь, сколько захочешь и как захочешь. Но и результат получается соответствующий. А когда ты после работы садишься ещё на несколько часов каждый день, несмотря ни на что – это уже никакое не хобби, а такая же работа. Конечно, есть и исключения, но обычно именно с таким отношением к писательству становятся профессионалами и добиваются публикаций и тиражей.

Но главное всё же - отношение. Я всегда относилась к написанию книг как к работе, пусть она пока не приносит денег или приносит, но мало.

Сложно описать какой-то «типичный» мой день, так как они зависят от остальной моей деятельности: учёбы, работы и т.д. Раньше я старалась ставить себе нормы по количеству слов, но отказалась от этого: редактура и обдумывание сюжета – не менее важные вещи, но в итоге отходят на второй план, так как вроде и не считаются.

Главные мои принципы: работать регулярно, заранее определённое количество времени, но при этом обязательно оставлять время на отдых, на «заточку пилы». Раньше я работала без выходных, но теперь хотя бы один день даже не открываю редактор и стараюсь не думать о тексте.

Вдохновение, конечно, важно. Но обычно оно приходит в процессе писательства. Делаешь себя чаю, нехотя садишься, расписываешься... И вскоре сама не замечаешь, как процесс пошел. А сидеть в Фейсбуке и ждать, когда же озарит, можно долго.

Отдельно хочу сказать про работу с аудиторией. Хочется нам этого или нет, но сейчас именно автору нужно работать над продвижением себя и своих произведений. Поэтому отдельным пунктом идёт общение с читателями: ЖЖ, писательская группа во ВКонтакте и т.д. Мне повезло: мне нравятся мои читатели и общаться с ними здорово, но иногда приходится писать пост через не хочу, особенно когда обещала и люди ждут.

Уверена, писательство вполне может стать основным источником дохода для автора в России – при хороших роялти и тиражах. Это не так нереально, как многим кажется. У меня достаточно много знакомых писателей, которые нигде больше не работают, только книги пишут. Но и такого, что с первой книги ты станешь миллионером (другой распространенный миф), не будет. Нужно работать, много писать и продвигать себя.

На одном англоязычном писательском сайте говорили, что настоящий успех приходит после седьмой книги. Может, это и преувеличение, но обычно 3-4 книги написать и опубликовать придётся, прежде чем сформируется своя аудитория и пойдет серьёзная отдача.

Можно ли научиться писать?

Наталья Спехова
Наталья Спехова-Роси, писатель, автор 10 книг, создатель курсов по писательскому мастерству

Началось всё с дедушки (он был достаточно известным поэтом) и теста по проференции: в двенадцать лет получила результат –  «быть вам писателем». Где я и где писатели? Но всё, что я делала, сводилось к стихам и зарисовкам. И всегда было ощущение, что донести идею и мысли будет грамотнее через произведение. Ребёнок быстрее примет ценности через сказку, например, чем через нотацию.

Для меня писательство, скорее, образ жизни. Я пишу всё и обо всём, заряжаю окружающих писать свою историю. В этом есть рабочая сторона, есть и увлеченческая. Одинаково жизненно писать для души, писать под заказ, вдохновлять, направлять, делиться тем, в чём осведомлена.

Можно ли научиться писать? Вижу на практике – можно. Если создать творческий фон, вдохновить на знакомство с теорией, подружить с практикой – это и будет эффективное обучение. Закончить литинститут для этого можно, но не обязательно.  Важно найти среду, где ты развиваешься как творец. Кому-то подойдут жёсткие курсы, кому-то творческие, а кому-то структурированный институт.

Но курсы не дадут углублённых знаний по литературоведению. Зато дадут практику и внутреннюю кухню книгоиздания. Если вы знаете фундаментальные основы, практика ляжет в нужном направлении.

Писательский путь у всех разный. Иногда приходит женщина в метаниях: моё - не моё? А через несколько месяцев читаешь текст, разрывающий душу. У нас на писательской мастерской есть Ирина Кубанцева, вот её путь примерно такой.

Не важна профессия, важно желание. Вот Анна Воронина – программист, математик до кончиков пальцев, недавно и подумать не могла, что станет писать, а сегодня её стихи и сказки печатают СМИ и альманахи.

Любовь Холов, автор романа «Дорога к призванию», долго сомневалась: нужны ли её истории - девушки, которая приехала из российской глубинки в Америку? А сегодня тысячи читателей благодарят за книгу, вышедшую в питерском издательстве.

Ольга Струговщикова поставила задачу написать книгу, села и сделала – сила воли. Процесс от задумки до стадии «книга в руках» занял полгода.

Писательство – это больше, чем пересказ историй или создание воображаемых миров. Как сказал Николай Басов, роман – это лучшая модель жизни. А Кристофер Воглер считает, что автор через путешествие героя в произведении может протестировать свою жизнь, попробовать разные варианты и найти самый счастливый. Писательство формирует пространство и освобождает от сложностей. Пишите свою жизнь сами.

Как работает сценарист

Александр Молчанов, сценарист
Александр Молчанов, сценарист, драматург, создатель онлайн-киношколы Onlinefilmschool

Я работал главным редактором журнала «Новый Крокодил» и познакомился с Игорем Угольниковым, который тогда перезапускал «Фитиль». Игорь Станиславович пригласил меня писать для «Фитиля» и я написал три или четыре сценария, которые были сразу же сняты и вышли в эфир.

Сегодня профессия сценариста – это единственный способ для пишущего человека получить доступ к многомиллионной аудитории, творческую самореализацию и финансовую независимость. Никакие другие области творчества – ни театр, ни литература этого не дают.

Идеальная ситуация – когда сценарист придумывает идею фильма, пишет заявку, получает на эту заявку заказ от кинокомпании или телеканала, а потом пишет сценарий. В реальности сценаристу приходится на каждой стадии получать множество поправок и все их учитывать. Пишут писатели. Сценаристы в основном переписывают.

Самое важное в работе – услышать, что хочет заказчик. Сценарист всегда – часть творческой группы.

Нужно ли для работы вдохновение? Обязательно! Правда, вдохновение обычно посещает тех, кто год за годом, день за днём в одно и то же время садится за стол и пишет.

Серию сериала можно написать за неделю, полный метр – от трёх месяцев до полугода. Нужно учитывать, что многие сценаристы работают в режиме «то густо, то пусто». То три проекта одновременно, то полгода нет работы. Поэтому важно учиться распределять полученные гонорары и создать «подушку безопасности».

Три-четыре года назад конкуренции в этой сфере не было совсем. В профессию можно было войти с улицы, закончив киношколу или пройдя сценарные курсы. У работающих сценаристов выстраивалась очередь из заказчиков на два-три года. Сейчас сценаристов стало больше, а заказов – меньше. Соответственно, требования к сценаристам выросли. Тем не менее, это растущий рынок и профессия остаётся очень востребованной.

Что касается оплаты сценарного творчества: есть разные полные метры и разные сериалы. Есть артхаусные полные метры, которые снимаются с копеечным бюджетом, и есть полные метры-блокбастеры. И разброс гонорара - от двухсот-трехсот тысяч до пяти миллионов рублей. На телевидении есть дневной эфир, где серия стоит около 60 тысяч рублей, и есть прайм, на котором серия может стоить до четырехсот тысяч рублей. Роялти с проката в нашей индустрии нет. Это связано с особенностями нашего законодательства об авторском праве, по которому авторами фильма являются сценарист, режиссер и композитор, а роялти получают только композиторы.

Сколько может заработать писатель?

Путь от рукописи до публикации может занять от нескольких месяцев до нескольких лет. Когда книга написана, автор составляет синопсис (краткое описание книги, обычно его пишут на 1-2 страницы) и отправляет в издательства. Больше шансов получить публикацию, если писать для серии, которая уже выходит в ИД. Но и у новинки без серии есть шансы быть принятой.

Начинающий автор может рассчитывать на тираж 3-5 тысяч экземпляров и гонорар около 15-25 тысяч рублей (в некоторых случаях выплаты могут дойти до 50 тысяч). Если тираж допечатывают, то автор может получить дополнительную оплату. За последующие произведения можно рассчитывать на более высокий гонорар. Реже встречается вариант, когда автору платят только проценты с проданных экземпляров, но в этом случае деньги он получит только после реализации партии.

Гонорар напрямую зависит от тиража. Чем он больше, тем выше будет сумма в договоре. Автор, книги которого выходят в количестве 30-50 тысяч экземпляров, получит в 10 раз больше, чем начинающий. Так что рассчитывать на безбедную жизнь с первых же книг не приходится, для этого нужно имя.

 

Писатели говорят, что если вы можете не писать – не пишите. Но если вы постоянно придумываете различные истории и героев, создаёте образы, которые сами просятся на бумагу, попробуйте оформить свои мысли. Пусть это сначала будет хобби без обязательств. Но со временем оно может превратиться в полноценную занятость. Джоан Роулинг начала писать от безысходности. Вы знаете, к чему это привело.