как работает дальнобойщик

24.11.2016 20:18

 

Как работает дальнобойщик
Василий Михайлович, расскажите, что у за работа такая — дальнобойщик?

Дальнобойщик — это водитель, который готов проехать половину континента, чтобы вовремя привезти груз. Работа сложная, требует постоянной борьбы, внимательности и некоторых умений.

Какие умения нужны, чтобы овладеть этой профессией?

Нужно знать внутренности автомобиля, правила дорожного движения. Этому можно научиться, например, в автомеханическом техникуме или автошколе, но гораздо важнее, помимо прав в бумажнике, иметь голову на плечах. Поверьте, это больше помогает. Сейчас у водителя есть все условия для работы в дороге: хорошие машины, автосервисы, кафе, магазины, стоянки современные. Работай — не хочу.

За 35 лет не надоело колесить по миру? Не хочется, как все, ходить в офис с 9 до 18, быть дома с семьёй?

Хороший вопрос. Одно время я изменил своим грузовикам и стал продавать товары для автолюбителей. Продлилось это не очень долго. Мне надоело общаться с людьми, надоело, что на меня всё время давит начальство, и я вернулся к вождению. С тех пор я своей профессии больше не изменял. И, наверное, уже не изменю. Да и для семьи так лучше.

Люди живут вместе и друг другу надоедают, а у нас в семье всё ладно: жена с сыном всегда меня домой с радостью ждут. Я побуду неделю дома и уезжаю опять, не успеваем друг другу надоесть.
Как устроена ваша работа?

Всё очень просто. Мне звонит диспетчер и предлагает поехать в рейс. Например, отвезти технику в Екатеринбург. Машину загружают, и я еду. Потом возвращаюсь назад.

Неужели не происходит никаких происшествий в дороге, форс-мажоров?

У нас есть график движения, которому мы должны следовать. И есть факторы, которые мешают: погодные условия, плохие дороги, поломки и так далее. Но самая главная сложность — это сон. Сон — это враг любого водителя. Много часов за рулём просидеть очень сложно. Болит спина, ноги, и всё время хочется спать.

Как вы справляетесь со этими напастями?

Я никогда не езжу ночью. Только в крайних случаях. Ночью организм должен отдыхать. Так что мой день начинается в 6 утра, когда я просыпаюсь и выезжаю со стоянки, и заканчивается около 23:00, когда я становлюсь на ночёвку. Некоторые наоборот любят ездить по ночам — меньше машин и кажется, что едешь быстрее. Особенно так думают молодые и неопытные водители.

Я так скажу: ночью ты тратишь больше сил на бодрствование, больше устаёшь и в конечном счёте проходишь меньшее расстояние. Да и вероятность аварий больше. Многие водители за рулём засыпают, потом их достают из кюветов. Много лобовых столкновений — тогда и доставать уже нечего. Кроме того, ночью плохо видно легковые машины, пешеходов, велосипедистов. Что это всё для фуры? Наедет и не заметит.
Как устроен ваш быт в дороге? Вы считаете машину своим вторым домом?

Я езжу на европейской фуре и считаю, что в ней уютнее, чем в некоторых квартирах. У меня есть и холодильник, и печка, на которой я могу сам себе еду приготовить. Когда я становлюсь на стоянку, то у меня тут, как дома: кровать, ноутбук, интернет, музыка. Только с душем в дороге проблемы. Летом-то ничего: можно сделать остановку у водоёма, искупаться или политься из канистры — такой походный вариант, а зимой — только души на стоянках вдоль трассы. А это время и деньги. Могу остановиться и попить кофе в кафе, но в виде исключения — если хочется с кем-то пообщаться. Кстати, пообщаться я могу и по рации, у каждого водителя в кабине висит. Разговариваем, передаем друг другу обстановку на дороге.

Раз вы затронули тему одиночества — я так понимаю, что сейчас не практикуется ездить с напарником в рейсы?

Да, верно, в советские времена была такая практика, потому что ездили мы на отечественных «КАМАЗах». Они ехали медленно, там не было амортизаторов, и кабину всё время трясло. Вылезаешь из машины, и руки трясутся — даже ручку не можешь держать. Кроме того, кабина там была совсем не комфортабельная. И чтобы расстояние проходить быстрее, ездили с напарником. Один спит, второй едет.

Сейчас это редко встречается. Все ездят на иностранных фурах, а там условия лучше, да и всякие есть хитрости, например, специальная кнопка, которая запоминает скорость машины и автоматически её поддерживает. Не нужно всё время на газ жать. Есть машины с таймером — отсчитывают километры. Проехал я 1000 километров и мне машина говорит, всё, товарищ водитель, давайте спать, вы сегодня свою норму сделали. Не работа, а удовольствие!

Или, например, у меня был знакомый водитель, который ездил на японской машине. Так там был запрограммирован учебник японского языка.

Ваши рейсы проходят в основном по России или вы бывали и в других странах?

Помоложе был — ездил за границу. В Германию, в Польшу и в бывшие страны СНГ. В те времена это считалось очень круто. Это же был капиталистический мир. Волшебный. Я все деньги спускал на тамошние продукты и вещи. Провозил через границу. Торпеду машинную раскручивал, прятал туда продукты. В дверях салона под обшивкой прятал. Так что одет я был тогда по последней моде.

Потом грянули девяностые, и на дорогах начался беспредел: бандиты, воровство по ночам, погони и перестрелки. Был такой период, что на трассу выходили водители с ножами и ружьями, обороняли свои кузова. Натурально, вот едешь, останавливают тебя голубчики с пистолетами. Сейчас времена изменились. На дорогах спокойно и безопасно. Я езжу в основном по России. Да, мне даже нравится.

Страна у нас большая, красивая. Иногда вот так вот в окно смотришь — и никакого телевизора не надо.
Если описать вашу профессию одним словом, то какое бы слово вы подобрали?

Терпение. Это вообще работа для терпеливых. Нужно терпеливо ехать, терпеливо стоять в пробках и так далее. Это сложная работа, но у неё есть свои преимущества. Во-первых, ты предоставлен сам себе. Во-вторых, это возможность посмотреть новые места. Сегодня ты на Урале, завтра на Юге, а через неделю на Дальнем Востоке. А в-третьих, хорошему водителю хорошо платят. Не скрою, я очень прилично зарабатываю. И знаете что? Я счастливый человек, потому что когда я в рейсе, то хочу домой поскорей, а когда дома посижу, то уже тянет опять в дорогу.