если коллеги мешают работать

24.11.2016 20:34
 Работа – это не просто возможность регулярного заработка и воплощения карьерных амбиций, это еще и проверка коммуникативных навыков. Офис похож на маленький островок, где выжить способны лишь те, кто умеет находить общий язык со своими товарищами. Кадровый портал RJob.ru выясняет, как взаимоотношения в коллективе влияют на рабочий процесс и какой тип людей чаще всего мешает коллегам трудиться.
Если коллеги мешают работать

Дружный коллектив как элемент продуктивности

Наталья Полапа
руководитель Консалтингового центра

Российский менталитет проявляется в любом коллективе, даже в том, который строится по западному индивидуалистическому образцу.

В основном, для нас характерно ощущение себя частью коллектива. Так мы чувствуем защищенность и безопасность. И только там, где существуют личные отношение, возможно создание коллектива. Индивидуальность, «ничего личного, только бизнес» – в России эти понятия отличаются от западных. Конечно, в офисе всегда присутствуют индивидуалисты, но и они у нас вовлечены в коллектив, хотя бы по территориальному признаку. «Коллективисты» и «индивидуалисты» - это как раз те категории людей, между которыми и могут возникать сложности в общении по причине непонимания ценностей друг друга.

Сложно работать с человеком, которого не понимаешь, не принимаешь его ценности. Конечно, предприятие не застраховано от того, что в узком офисном кругу могут появиться скандалисты, склонные к созданию конфликтных ситуаций. При этом конфликты могут быть разными, от пятиминутных бурных выяснений отношений до длительных обид и упреков. И у каждого сотрудника обязательно будет свое объяснение.

Нас всегда раздражают те люди, поведение которых мы не понимаем, кто ведет себя не так, как мы считаем правильным. Не понимая человека, можно его провоцировать на конфликт, даже не подозревая об этом.

По словам генерального директора Berkshire Advisory Group Ирины Вишневской, для некоторых компаний, да и для сотрудников, корпоративная атмосфера – это ключевой фактор, который годами держит людей на рабочем месте.

«Тёплые доброжелательные отношения, чувство «плеча», понимание того, что рядом работают профессионалы, готовые делиться идеями, обсуждать важные вопросы, порой спорить, но потом радоваться найденному решению – это важно для эффективной работы», – уверена Ирина Вишневская.

Коммуникация внутри компании важна не меньше, чем профессиональные навыки сотрудников. От взаимоотношений в коллективе зависит не только общая атмосфера в офисе, но и скорость реализуемых проектов, констатирует начальник отдела по подбору персонала компании «Биплан» Ольга Никитина.

С кем сложнее уживаться?

Спорить не приходится: отношения на производстве – существенный фактор, влияющий на наши карьерные достижения. А вот с кем работать труднее всего – вопрос неоднозначный. Одних раздражают замкнутые тихони, из которых слова не вытянешь; других – чрезмерно болтливые активисты, от навязчивости которых сводит зубы.

По мнению генерального директора Berkshire Advisory Group Ирины Вишневской, сложнее всего работать с коллегами, которые живут «на своей волне». Вопросы возраста, пола, социального статуса – это всё вторично. Сложно с теми, чья позиция сводится к следующему: «есть мое мнение и есть неправильное мнение».

Ольга Никитина, Биплан
Ольга Никитина
начальник отдела по подбору персонала компании «Биплан»

С некоторыми коллегами сложно взаимодействовать по разным причинам. Конечно, имеются определенные факторы, характерные для конкретной социальной группы. У женщин и мужчин различаются способы подачи информации, а людям более зрелого возраста не свойственна энергичность, которая компенсируется опытом и аналитическим мышлением. Мы работаем в области интернет-рекламы и хорошо знакомы с особенностями профессий нашей сферы деятельности. К примеру, программисты и разработчики, в большинстве случаев, по природе интроверты, молчуны. Им крайне сложно идти на контакт. Это никак не отменяет их знания и умения, просто вносит некоторые сложности в процесс общения.

Помехой в работе может служить и болтливость сотрудника, что свойственно компанейским специалистам.

Возможно, скрытный коллега с нежеланием ответит на какие-то вопросы, но никогда не отвлечёт вас от дела пустыми разговорами. Привычки тоже бывают разными, главное, чтобы они не бросались в глаза. У нас были прецеденты с любителями поесть на рабочем месте или громко включить музыку, теперь они остались в прошлом, и в офисе воцарилась гармония. Нам хватило нескольких замечаний, чтобы решить эту проблему. Мы говорили прямо о причине недовольства, сохраняя доброжелательный тон. Если вы хотите быть настоящей командой, то должны прислушиваться к своим коллегам, даже если речь идет о негативе.

Ирина Вишневская
Ирина Вишневская
генеральный директор Berkshire Advisory Group

Невозможно со стопроцентной уверенностью заявлять, кто лучше, а кто хуже: молчун или болтун. И у тех, и у других есть свои преимущества, равно как и недостатки.

В любом коллективе есть формальный и нефорьальный лидер. И задача руководителя: использовать качества молчунов и болтунов во благо компании. Коллега может помешать только в том случае, если он не работает, не понимает своего места в общем процессе, не принимает ответственности за невыполненную или выполненную не в срок работу. Это мешает не только окружающим, но и компании в целом. В ситуации возникновения конфликта тот, кто много и громко говорит, выражая свое неудовольствие, вызывает негативные эмоции. С другой стороны, если в конфликтной ситуации сотрудник промолчал, замкнулся, то как понять, осознал ли он ошибку, готов работать по общим правилам или копит обиды?

Марина Ничипоренко
Марина Ничипоренко
старший консультант компании Wyser Russia

У каждого человека свои особенности, с которыми приходится в той или иной степени мириться. Все мы не без недостатков: один более эмоционален, другой – менее грамотен, третий украшает свою речь непечатными выражениями. Безусловно, больше отвлекает от работы активный коллега, душа компании, человек, который постоянно рассказывает о жизни детей, соседей, домашних животных. Такой человек может быть очень полезен и продуктивен на своей позиции, но остальным коллегам изрядно досаждает рассказами. Объяснить то, что он мешает окружающим, должен руководитель, а не коллеги.

Как урегулировать конфликт

Нет ничего необычного в том, что вас раздражает один из сотрудников. Болтун он или молчун – не важно. Главное в ситуации тихой офисной войны - вовремя выбросить белый флаг, найти компромисс и не спровоцировать открытый конфликт. Как же найти подход к сотруднику, чье поведение вам не по нраву?

Ирина Вишневская предлагает использовать медиацию – технологию альтернативного урегулирования споров с участием нейтральной стороны.

«На мой взгляд, это решение, которое позволяет и работодателю, и работнику достигать желаемого результата, так как каждый уходит после процедуры с полным пониманием причины возникновения конфликта, его последствий, потребностей участников спора и, самое главное, решением, которое устраивает обе стороны конфликта», – говорит Ирина Вишневская.

В свою очередь Наталья Полапа считает, что только правильное ранжирование людей внутри коллектива обеспечит баланс между молчаливыми и говорливыми сотрудниками, между пунктуальными и постоянно опаздывающими к сроку, но выполняющими свою работу максимально качественно.

«Основываясь на своем 15-летнем опыте работы в сфере управленческого учета в области телекоммуникаций, уверенно могу сказать, что таких людей просто необходимо разделять между собой не только территориально, но по видам выполняемых работ - так, чтобы они не пересекались в производственном процессе. Так они перестанут мешать друг другу, почувствуют себя комфортно и будут одинаково полезны коллективу и предприятию», – констатирует Наталья Полапа.

Итак, если вы подчиненный - ищите компромисс и индивидуальный подход к коллегам. Если начальник - анализируйте обстановку в офисе и вовремя пресекайте производственные конфликты. На производстве, как и в жизни, худой мир лучше доброй войны.