У многих людей появляется желания попробовать себя в работе «проводником пассажирских вагонов» Кого то в этом привлекает активный образ жизни, постоянные поездки, увидеть разные города, общение с разными интересными людьми, возможные заработки или перспективы и самое главное — безграничная романтика.
Каково же на самом деле быть проводником пассажирских вагонов ? Мы приводим примеры из рассказов работающих в этой «интересной деятельности» :
Как шутят в КВНе, минус профессии проводника пассажирских вагонов в том, что даже дома они каждые три часа закрывают туалет на ключ. На самом деле издержек гораздо больше.
К примеру, официально рабочий график проводника должен складываться из 6 суток (3 рейса) в пути и 6 суток выходных. Но жизнь, как известно, вносит коррективы в любые правила, поскольку оплата труда зависит от количества наезженных часов, а проводники, как и представители многих других специальностей, стремятся увеличить свой заработок. В основном, напарники работают по 12 часов, оставшееся время — на сон. Но действительность, как правило, более сурова.
Только приляжет уставший проводник пассажирских вагонов вздремнуть, из объятий Морфея его вырывает стучащий в купе пассажир, решивший некстати испить чайку или (и того хуже) или сообщить о ЧП. Несомненно, личным временем приходится жертвовать, поскольку откликаться на просьбы пассажира — наипервейшая обязанность представителя этой профессии.
В рабочее время скучать тоже не приходится: нужно проверить и собрать билеты, раздать (собрать) постельные принадлежности, подмести и помыть пол, туалеты и тамбур, предложить чай-кофе пассажирам, вымыть посуду, проверить показания приборов, проследить за исправностью систем вентиляции, отопления, освещения, холодильных установок и другого оборудования, устранить возможные неполадки…
Нет, разнимать драку и усмирять хулиганов проводник вряд ли станет, для этого поезд сопровождают сотрудники милиции, но помочь разрешить спор о «двойных» билетах или призвать к порядку излишне шумных пассажиров — прямая обязанность. А чего стоит одна только фраза должностной инструкции: «При возникновении опасности проводник обязан остановить поезд и, сорвав стоп-кран, приступить к эвакуации пассажиров… при необходимости оказать первую медицинскую помощь пострадавшим…»?
И не думайте, что проводник пассажирских вагонов работает только в пути. Служба начинается за несколько часов до отхода поезда: планерка и инструктаж;. далее получение чая, сахара, кофе, чистяще-моющих средств, постельного белья; уборка вагона, чтобы к моменту обхода начальником поезда все сверкало и блестело.
Любителей повидать разные «заморские» города разочаруем: вопреки сложившемуся стереотипу, правила не позволяют проводникам пассажирских вагонов выходить в город, даже если до следующего рейса в их распоряжении целый день. Поэтому вместо местных красот и достопримечательностей можно полюбоваться только на вокзал и близлежащий продуктовый рынок или… нарушить правила.
Компенсирует ограничения новизна впечатлений: общение с интересными попутчиками и «странствующий» образ жизни, словом, все то, что называется «романтикой большой дороги».
Рассказы про немного ужасов о работе проводника- вагоны все дырявые, протопить их зимой тяжело, чайную продукцию дают на 1000-1500руб .на рейс, назад не принимают(негласное соглашение и незаконное),следовательно отработать надо, но при этом никаких передачек брать нельзя, не говоя уже о контрабанде. После рейса куча триперного белья, грязные туалеты, вагон заваленный мусором. Все это надо помыть, убрать. И не только по прибытию в депо ,но и в дороге. А ревизоры…Это же хуже гаишников для автомобилистов! Даже если ты белый и пушистый проводник-все равно отдай денег! а от куда?..Правильно..из своего кармана. По приезду в свое депо не забудь дать денег в нарядную или начальнику резерва-смотря кто тебя «крышует». В итоге ты уставший, грязный, без денег плетешься домой (если не пошлют по обороту), а через 2-3 дня все сначала. Вот так пролетает вся жизнь на колесах
Уж не знаю какой там карьерный рост:)))) Но то что с каждого вагона собирают на ревизоров по цепочке -это правда. Мы продавали чай и газеты и естественно газеты сразу пускали на растопку титана, т.к. их много и никому они не нужны были. А деньги, соответственно, отдавали начальнику. Проводник вынужден заниматься всякой фигней (Зайцы, белье, посылки, грузы) чтобы выжить и чтоб самому заработать что-то. За 10 суток пути у нас ревизоры садились по 10 раз, а еще милиция, сэс, пожарники. Все кормятся с проводников. Вообще, к проводнику начальство относится как к скотине. Моральные унижения постоянно. (Редко когда начальник поезда бывает адекватным, а если адекватный, то такие долго не работают). Большинство проводников — женский пол. Сейчас, видимо мало что изменилось.
Бедные проводники приехав с рейса не всегда имеют права идти домой, обязаны сидеть в вагонах их охранять. Состав оттягивают в парк отстоя вагонов, который находится за городом (около 30 км) . Условий там никаких. Вагоны обесточивают и люди сидят в темноте около 4 суток. В холодное время года, чтобы не заморозить систему отопления, да и самому не замерзнуть приходится топить вагоны углем, запас которого в вагоне ограничен. Приходится ведрами тоскать уголь на себе. Еще сплошное воровство вагонного имущества, начиная от подстаканников и заканчивая одеялами и матрацами. Полное безразличие со стороны руководство ВЧ-8. Проводников там не считают за людей. Врагу не пожелаю там работать.
Этот процесс многие проводники считают непродуманным.
Например, в тот момент, когда проводник находится в середине вагона, пассажиры с первого купе могут сразу потребовать чайную продукцию.
Согласно стандартам проводник должен отреагировать на эту просьбу незамедлительно, но тогда пассажиры из 9-го купе рискуют не услышать всю информацию или проводник может выйти за рамки стандартов…
Почему?
Потому что проводнику дается не более 1,5 часов при населенности вагона более 75% на то, чтобы сообщить всю информацию пассажирам, заполнить ЛУ-72, а также квитанции ВУ-9 (на постельное белье), которые должны выписываться в присутствии пассажира.
Проводник сегодня все время находится в работе.
И вот казалось бы сделал проводник все действия, предписанные ему современными стандартами, можно было бы и передохнуть минутку-другую… Но нет примерно через 1,5-2 часа поезд делает первую остановку на станции, где стоянка более 10 минут.
И по инструкции, с множеством дополнений проводник на стоянке должен:
- осуществить высадку/посадку пассажиров;
- осуществить уборку снега или льда с тормозной рычажной передачи (зимой);
- протереть доски и поручни с нерабочей стороны (летом);
- проверить буксы на нагрев.
А ведь пока проводник выполняет все эти пункты, к вагону может подойти пассажир. И если проводник его не встретит, то риск получить жалобу возрастает многократно.
Помимо этого, в вагон могут запрыгнуть и безбилетники, которых уже через две минуты и не отличишь от пассажиров с другого вагона.
Рассаказ одного проводника :
Автору довелось поработать проводником поезда дальнего следования. Работа довольно интересная и не скучная. Он постарается вкратце рассказать весь принцип работы.
-
Отгуляв неделю дома,собираем баул и дуем в парк ) Первым делом, прибыв на работу, идем в «нарядную» и получаем инфо в какой бригаде поедем и в каком направлении. Получив ЦУ, ждем планерку.Там собственно мало чего интересного: кто с кем поедет, в каком вагоне, общая информация, инструктажи, росписи в журналах и т.д.
-
-
Далее движемся в вагон. Там нас ждут проводники, которые поедут недельку до дому отдохнуть меджу турами ) Ждут неистово и нетерпеливо, переминаясь с ноги на ногу ))) Первым делом сдается вагон: наличие съемного оборудования или имущества, количество одеял, огнетушителей,исправность, туалетов,обеспеченность водой, стоп-краны, наличие брикетов, угля (если зимой едем). Каждая мелочь в вагоне идет под отчет ) Если все в поряде, ставим подписи «сдал-принял» и разбежались.
-
-
Вскоре приезжает грузовичок с мешками. В мешках постельное белье. Принимаем, расписываемся. Далее одна из самых нудных работ — распаковываем мешочки и начинаем застилать вагон. На плацкарте попроще, на купейном подольше ) На «общаке» вообще красота — 6 полотенце получил и кури сиди ). Опытные проводники плацкарт застилают примерно за полчаса, купе — час где-то. Начинающие могут и на 2 часа затянуть застилы.
-
-
Далее приезжает бус. Получаем еду/питье — минералку, чай, пиво, печенье/вафли, чипсы и прочую пайку. Расписываемся и раскидываем по вагону. Что осталось, на следующий рейс оставляем. Закончив по вагону всю работу, можно идти на «штаб», кое-где расписаться, получить бланки.
-
-
До посадки можно покурить/поспать/пройтись по делам/. Кому что надо. За минут 40 до отправки начинаем собираться в дорогу.Одевамся по уставу, проверяем еще раз вагон,закрываем сортир. По приезду на станцию посадку нужно проводить в строго назначенное время. Если в 16:00, то ни минутой раньше. Можно по шее от НП получить потом. Недовольство пассажиров можно пропускать мимо ушей. Инструкция.
-
-
На посадке важно не щелкать лицом. На билете первым делом смотрим дату, номер поезда и направление.Чтоб косяков не напороть потом. Я раз по невнимательности и «зелености» продырявил не тот билет. Напару с пассажиром наложили тонну кирпичей )) Кое-как склеили потом)) Попутно с билетами объясняем стопиццот раз «где пятый вагон?», помогаем некоторым в вагон залезть с хабаром, заблудившихся отправляем к другому перрону
-
-
Загрузились. Вывели провожающих и праздношатающихся. Закрываем площадку и ждем отправления. Стоять надо до отправления. Мало-ли кто-то за поездом побежит с билетом в зубах. Флажок обязателен, но по ситуации. Хвостовой обычно с флажком стоит а «штабной» дублирует лок.бригаде. Я лично их редко в ход пускал.
-
-
Далее идем по вагону, собираем билеты, раздаем бланки на таможню. Самое трудное поначало кому-куда и какие бланки. Гражданам одни, негражданам вторые, туристам третьи, иностранцам-четвертые. Жесть короче ))) Начинающие проводники часто все путают, на таможне начинаются холивары с пограничниками и пассажирами)). Получив билеты, идем в служебку и заполняем «лушку» (форма ЛУ-72)
-
-
-
Ну и про туалет не забываем. Открываем через полчаса после отправки. Санитарная зона на крупных станциях — 30 минут, на полустанках и тех.стоянках в принципе можно не закрывать. Ну и после КПП само-собой тоже 30 минут придется потерпеть. Особенно доставляет утренний хардбасс в очереди от пассажиров по утрам.
-
-
Отдельно про волшебный ключик — гранки. С этими ключами проводник супер властелин вагона. Временами ЧСВ с ними зашкаливает . Открыть ими можно все двери в вагоне. У проводников есть своя примета: Нельзя ложить ключи на стол, иначе произойдет какая-нибудь подстава )) Коли уж положил — то необходимо ключи положить на пол и наступить на них. Правда и потерять их — как два пальца оросить. Или погнуть в двери. Как у меня было ))) Благо на некоторых станциях у торгашей за символическую цену можно купить. Если не удалось — по приезду в кладовой возьмут на карандаш и высчитают кровные
-
-
Собственно, работа в пути. Кому чай/кофе/потанцевать (шутко), кому с бумагами помочь, кому «информбюро». Некоторым тупо потрындеть охота. Ну и следим за порядком в вагоне. Замечаем дебош — НП-следующая станция-ровд. Иногда в бригаде охранник катается. Тогда его напрягаем. Основное рабочее место проводника делится на два «участка — дежурное купе и служебное купе. В дежурном купе электрощит, рукомойник, холодильник. Ну да я думаю вы видели )) На щите много тумблеров, лампочек,и счетчиков. Напряжения батареи, свет, титан, вентиляция. Но есть одна главная лампочка — СКНБ (Сигнал Контроля Нагрева Букс). Зеница ока для проводника. Загорелась — рви стоп-кран. Никто не заругает — Инструкция. Другое дело когда какая-нибудь синяя морда приколоться решит. Объяснительная в трех экземплярах + пи**юлина.
-
-
По приезду на станцию первым делом выпускаем пассажиров, которые собственно приехали. Ну и остальных. Покурить/пробздеться/до ларька сбегать за пивасом. На станциях стоянкой до 5 минут желательно не открывать площадку — разбегуться, не соберешь потом. Стой с красным флажком пока все по местам не рассядутся. Задержка в расписании + пи**лина от НП ) Пока народ точит лясы на перроне, проводник проверяет буксы на ощупь. Все норм — курим, горячая — докладываем НП ). Если непорядок — дальше работают вагонники.
-
-
Приезжаем к таможне. За час нужно всех предупредить подготовить документы, не покидать место и в общем не тупить сильно. Днем попроще, ночью пока все подушки давят, растормошить всех очень сложно. Особенно когда граница глубоко ночью. Но и тут есть место для постебаться на плацкарте
1. Выходим в проход
2. Смотрим на мирно спящий люд
3. Заходим в дежурку
4. Включаем люминисцен
5. PROFIT!
Вагон похож на бар «Крученая сиська» )) Только что не взрываются )
-
-
Едем до конечного пункта. В пункте оборота прячем поюзанное постельное в мешки, предварительно посчитав, и заполнив бумаги. Убираем мусор, влажная уборочка. Затем достаем обратно мешки с чистым бельем и застилаем вагон. Низнаю как-где, а в Москве приходили тетеньки и за 200 рэ вроде,застилали вагон, если проводнику в лом. Ну и в принципе в оставшееся время до отправки можно поспать/пройтись в город/позагорать. Кому что по душе.
-
-
Обратный путь обрисовывать не буду. Читай в обратном порядке )) Ну а по приезду домой после высадки состав оставляют в парке «Б» — собрать и выкинуть мусор, скинуть в грузовик мешки с бельем в прачку и пропустить состав через мойку. Тут главное не забыть закрыть все окна по вагону. Иначе все зальет и выгребай потом от слесарей и начальства
Затем состав тянут в парк «А». Первым делом идем на прачку и сдаем мешки с бельем,предварительно повесив бирки с номером вагона. Сдаем все по порядку — простыни, наволочки, полотенца, занавески. На купе и СВ пододеяльники еще. Чего-то не хватает- придется идти на вагон и искать по матрасам скрученные простыни с наволочками, полотенца в рундуках и т.д. Хорошо если нашли. Если нет — высчет с кровно заработанных. Закончив все дела, можно готовиться к следующему рейсу.
В принципе как-то так ))